Госдума приняла закон, совершенствующий регулирование в сфере электронной подписи

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о совершенствовании регулирования в сфере электронной подписи. Документ, инициированный группой членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, является частью пакета законов по совершенствованию правовой базы нацпроекта «Цифровая экономика».

Закон закрепляет регулирование процедур достоверности идентификации лица с использованием электронного сервиса, обеспечивающего электронное взаимодействие. В этих целях аккредитованный удостоверяющий центр наделяется полномочиями по хранению ключа электронной подписи и подписанию соответствующих электронных документов по поручению владельца квалифицированного сертификата.

Документом усиливаются требования к порядку аккредитации удостоверяющих центров и к их работе. В частности, устанавливается высокий порог собственного капитала центра, а также страховой ответственности его деятельности, срок аккредитации сокращается до трех лет.

Предполагается также создание доверенных третьих сторон (федеральных органов и организаций), которые будут уполномочены проверять электронные подписи в электронных документах в фиксированный момент времени, а также документально подтверждать результаты такой проверки.

При подписании документов электронной подписью юрлицами и ИП будут использоваться одновременно две электронные подписи: электронная подпись юрлица или ИП с указанием в качестве владельца физлица, действующего от имени юрлица или ИП без доверенности, а также электронная подпись физического, действующего от имени юрлица или ИП без доверенности.

По словам члена Совета Федерации Владимира Кравченко, являющегося одним из авторов закона, собственный капитал удостоверяющих центров должен увеличиться с 7 млн до 500 млн и 1 млрд руб., размер страховой ответственности деятельности УЦ — с 30 млн до 300 млн и 500 млн руб., срок аккредитации сокращается с пяти до трех лет.

Поправки ко второму чтению

Правительственные поправки, принятые во втором чтении документа, уточняют статус квалифицированных сертификатов как официального документа, устанавливают принцип взаимности при признании иностранной электронной подписи, причем только на основании международных договоров или соглашений, а также — использование одной электронной подписи в случае, если используется подпись руководителя организации. Также предусматривается создание при ФНС особо доверенных специальных агентов из числа аккредитованных удостоверяющих центров, которые должны отвечать повышенным требованиям, при этом сами требования отнесены на подзаконный уровень. Также установлена возможность на государственных удостоверяющих центрах — помимо ФНС, Казначейства и ЦБ — в переходный период получать аккредитацию без требований к финансовой составляющей, как это сейчас предусмотрено действующим законодательством.

Заключение о соответствии удостоверяющего центра требованиям, установленным законом, направляется уполномоченным федеральным органом в срок, не превышающий 10 дней со дня принятия соответствующего решения, в правительственную комиссию, уполномоченную на принятие решения об аккредитации удостоверяющих центров. Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются правительством РФ. Не менее 30% членов правительственной комиссии должны быть представителями автономной некоммерческой организации, на которую в соответствии с решением правительства РФ возложены функции по мониторингу развития и формированию прогнозов развития цифровой экономики и цифровых технологий.

Государственные органы, осуществляющие функции удостоверяющих центров, имеют право получить аккредитацию удостоверяющего центра в течение двух лет со дня официального опубликования закона. В случае принятия закон вступит в силу по истечении 180 дней со дня опубликования.

Рынок цифровой подписи будет развиваться

Как сообщил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, выступая на заседании, законопроект направлен на наведение порядка с выдачей электронных подписей и устанавливает существенные требования к удостоверяющим центрам. «К сожалению, было очень много злоупотреблений на этом рынке, с переходами из одного негосударственного пенсионного фонда в другой люди потеряли десятки миллиардов накоплений, а если говорить о юрлицах, о регистрации фирм-двойников, то здесь потери исчисляются сотнями миллиардов рублей. Это связано с тем, что некоторые удостоверяющие центры выдавали эти электронные подписи двойникам, фиктивными лицам и так далее», — сказал он.

Аксаков отметил, что в результате работы над законом был подготовлен документ, который определяет исключительную роль ФНС, казначейства и Банка России в выдаче квалифицированных сертификатов. «С юридическими лицами продолжат работать частные удостоверяющие центры, которые соответствуют серьезным требованиям. Закон предусматривает и серьезное движение в использовании современных технологий — технологии облачной подписи, и мы рассчитываем на то, что рынок цифровой подписи будет развиваться в сторону использования ее физическими лицами. Сейчас большинство юридических лиц работают с этой подписью, но дальнейшее развитие рынка связано с тем, что физические лица все более активно будут использовать электронную подпись и частные организации должны будут сориентироваться на работе с этим рынком», — резюмировал депутат.

Критика оппозиции

При этом вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова («Справедливая Россия») считает принятый документ недоработанным. «Даже несмотря на то, что Государственно-правовое управление президента России в третий раз дало отрицательный отзыв на данный проект закона, думское большинство его все равно одобряет», — заявила она.

По ее словам, положение о доверенных лицах противоречит самой цели закона — уменьшению количества лиц, наделенных правом оформления сертификатов электронной подписи. «Авторы документа, возможно, в своем стремлении побороть мошенников впали в другую крайность. Они внесли положение о введении доверенных лиц ФНС, которые смогут выдавать квалифицированные электронные подписи юрлицам», — отметила парламентарий.

Епифанова выразила мнение, что парламент «принимает сырой, недоработанный документ».

Источник: ТАСС

20.12.2019