По поручению Президента РФ В. В. Путина Палата провела мониторинг эффективности налоговых льгот

В опросе приняли участие территориальные торгово-промышленные палаты и членские организации более чем из 25 субъектов Российской Федерации (Астраханская область, Брянская область, Владимирская область, Иркутская область, Ростовская область, Республика Крым, г.ф.з. Севастополь, Тульская область, Челябинская область и др.).

По итогам проведенного ТПП РФ опроса установлено, что многие предприниматели не пользуются какими-либо налоговыми льготами и преференциями, установленными налоговым законодательством.

Представители предпринимательского сообщества выделили следующие барьеры и сложности:
1) достаточно строгие критерии отбора инвесторов для применения инвестиционных налоговых льгот (например, объем инвестиций для региональных инвестпроектов составляет 500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет, требование, что организация не имеет в своем составе обособленных подразделений);
2) сложные административные процедуры при получении специального статуса (например, резидентов особых экономических зон, территорий опережающего развития, индустриальных парков) или заключения соглашения (например, специального инвестиционного контракта) и необходимость подтверждения соблюдения обязательных требований (например, объема инвестиций, отсутствия задолженности по налогам);
3) регулярные изменения в налоговой системе (например, отмена в 2018 году на федеральном уровне льготы по налогу на движимое имущество, переход к налогообложению от кадастровой стоимости объектов, изменение требований к специальным инвестиционным контрактам, введение ограничений по срокам действия налоговых льгот, в частности, по региональным льготам по налогу на прибыль), что не позволяет осуществлять долгосрочное планирование.

Системой ТПП РФ Правительству РФ предложены меры налогового стимулирования бизнеса. Рассмотрим некоторые из них:
1. Освободить от налога на имущество основные средства, находящиеся на консервации и реконструкции, т.к их консервация/реконструкция не позволяет использовать имущество в производственной деятельности и получать доходы.
2. Предусмотреть возможность организациям, использующим упрощенную систему налогообложения или уплачивающим единый сельскохозяйственный налог, в добровольном порядке становиться плательщиками НДС с целью встраивания в цепочку хозяйственных отношений.
3. Установить пониженную ставку по налогу на имущество при вводе в эксплуатацию нового промышленного оборудования (за исключением бывшего в употреблении оборудования) на сумму свыше 100 млн. руб. на период 2 года с даты ввода оборудования в строй.
4. Расширить действие патентной системы налогообложения:
— увеличить порог, позволяющий применять индивидуальному предпринимателю патентную систему налогообложения по числу наемных работников с 15 человек до 30 человек;
— повысить предельный размер площади торговых объектов и объектов общественного питания при применении патентной системы с 50 до 150 квадратных метров;
5. Многие регионы выступают за сохранение специального налогового режима — единого налога на вмененный доход. При этом понимая, что политическое решение о его отмене уже принято окончательно, предлагают постепенно отменять данный режим в течение 2–3 лет, снижая критерии для его применения. Кроме того предлагается ввести нормы, позволяющие плавно перейти с одного режима налогообложения на другой.

11.02.2020