ТПП направила в Минюст заключение по новой редакции КоАП

В ТПП РФ продолжается работа по рассмотрению проекта нового «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», очередную редакцию которого подготовил Минюст России.

В новой редакции КоАП РФ, в целом сохранившей свою структуру относительно предыдущей версии, частично учтены ранее высказанные Палатой замечания. В частности, скорректировано понятие «Административной ответственности», которую ранее предлагалось установить за действия, которые содержат лишь признаки состава административного правонарушения без доказывания вины правонарушителя. В соответствии с новой формулировкой, чтобы наступила административная ответственность, нужно доказать вину в совершении противоправного деяния физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Более корректно сформулированы и основные принципы привлечения к административной ответственности (законности, равенства перед законом, справедливости, гуманизма, презумпция невиновности).

С учетом замечаний ТПП РФ в новой редакции изложены нормы КоАП, устанавливающие ответственность за нарушение трудового законодательства, пересмотрен в сторону возвращения к действующим размерам подход к установлению штрафов за нарушение правил дорожного движения, внесено ряд корректирующих изменений в значительное количество статей Особенной части нового КоАП.

Вместе с тем из новой редакции КоАП исключена ранее поддержанная всеми деловыми объединениями страны и носившая принципиальный характер для улучшения условий предпринимательской деятельности в Российской Федерации и снижения нагрузки на бизнес норма о том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, в отношении которых производится государственный контроль (надзор), могут привлекаться к ответственности за совершенное административное правонарушение только по результатам проведения контрольно-надзорного мероприятия.

В рассматриваемой редакции КоАП предусмотрена только возможность замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение за впервые совершенное лицом административное правонарушение, не считающееся грубым, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, государственного (муниципального) финансового контроля.

Отсутствуют ранее поддержанные предложения по уплате административного штрафа в размере половины суммы не позднее двадцати дней со дня наложения взыскания. Вызывает сомнение в обоснованности многократное увеличение срока давности для привлечения правонарушителей к административной ответственности.

По-прежнему необоснованно отнесены к категории грубых административные правонарушения, посягающие на конкуренцию, тогда как последствия от таких правонарушений сугубо экономические.

Не поддерживает ТПП и установление отдельной административной ответственности за воспрепятствование деятельности должностных лиц антимонопольного органа по проведению проверок или уклонение от таких проверок в виде оборотных штрафов на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от одной тысячной до одной сотой совокупного размера суммы выручки.

В новой редакции КоАП не учтены предложения ТПП РФ по пересмотру норм, устанавливающих ответственность за неисполнение приглашающей или принимающей стороной обязанностей, связанных с обеспечением соблюдения порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Фактически нормами нового КоАП РФ приглашающей или принимающей иностранца стороне предлагается под угрозой существенного размера наказания обеспечить контроль за его поведением.
Работа по проекту Кодекса продолжается.

16.07.2020