Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 годы.
Мероприятия, предусмотренные Национальным планом, направлены на совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции; повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания; совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц; реализацию требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Действующее законодательство предусматривает ответственность за коррупционные правонарушения не только для граждан, но и для юридических лиц. Юридические лица несут административную ответственность по ст. 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица и по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.28 КоАП РФ, заключается в незаконных передаче, предложении или обещании от имени или в интересах юридического лица должностным лицам, указанным в данной статье, денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказании услуг имущественного характера, предоставлении имущественных прав за совершение должностным лицом в интересах этого юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
При этом предложение или обещание должностным лицам денег, ценных бумаг, иного имущества уже само по себе образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.28 КоАП РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает такое понятие, как покушение на правонарушение. В связи с этим наличие или отсутствие негативных последствий не имеет значения применительно к правонарушению, предусмотренному ст. 19.28 КоАП РФ, поскольку состав рассматриваемого правонарушения является оконченным с момента совершения неправомерных действий.
Субъектом административной ответственности выступает юридическое лицо.
При этом для квалификации действий юридического лица по данной статье не требуется, чтобы предложение или обещание денежных средств, имущества и услуг исходили от его единоличного исполнительного органа (директора). Указанные действия от имени или в интересах юридического лица, могут быть совершены и иными работниками (начальником отдела, менеджером, заместителем директора, консультантом и т. п.), а также лицами, не состоящими в штате организации (учредителем, лицом, являющимся фактическим владельцем юридического лица и др.).
За совершение административного правонарушения санкцией данной статьи предусматрен штраф в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
В случае если административное правонарушение совершено в крупном размере (превышающем один миллион рублей) штраф накладывается в размере до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
При совершении правонарушения в особо крупном размере (превышающем двадцать миллионов рублей) юридическое лицо должно будет заплатить штраф в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
За привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», наступает ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ.
Нарушения ФЗ — 273 могут заключаться в приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего в течение 2-х лет после увольнения без уведомления в течение 10 дней после трудоустройства прежнего работодателя, а в отношении сотрудника, который ушел с должности из спецперечня (осуществлявшего контрольно-надзорные функции) — без предварительного согласия прежнего работодателя.
Наказание за данное правонарушение предусмотрено в виде административного штрафа на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Одной из причин совершения коррупционных правонарушений является неосуществление в организациях мер по их предупреждению.
Как показывают прокурорские проверки, большинство юридических лиц не знают, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» обязывает принимать меры по профилактике совершения коррупционных правонарушений не только органы власти, и все юридические лица.
В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В соответствии со ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ Министерством труда и социальной защиты РФ изданы методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Основной акцент сделан на необходимости проведения организациями систематической оценки коррупционных рисков, создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, внедрения стандартов поведения, развития внутреннего контроля и организации работы специализированных подразделений по противодействию коррупции.
Указанные Методические рекомендации размещены в правовых системах Консультант плюс и Гарант.
Представляем Вашему вниманию социальные видеоролики, подготовленные в рамках Международного молодежного конкурса социальной рекламы "Вместе против коррупции" (2018), организованного Генеральной прокуратурой РФ:
10.12.2019